Авторский взгляд на подвиг

1

А, давайте, немного отвлечемся от автомобилей и поговорим о кино? Не секрет, что в компании друзей интереснее всего смотреть динамичные блокбастеры, а с любимой девушкой – романтичные фильмы о любви. Когда же выдаются свободные полчаса и можно провести их перед телевизором (вернее – перед монитором), то мне больше всего нравится смотреть короткометражное авторское кино, такое, как «Переход товарища Чкалова через Северный полюс».

2

Почему именно «короткий метр»? Дело в том, что такие фильмы, зачастую, отличает глубокий смысл, который мастера кинематографии умудряются выразить гораздо лучше, чем обладатели многомиллионных бюджетов и всех достижений технического прогресса. Что остается в памяти после просмотра любого из разрекламированных фильмов? Разве что восхищение от сцен погонь и перестрелок да отличные спецэффекты. А ведь голову тоже иногда хочется напрячь, и тут на помощь приходит авторское кино. Малоизвестное, малобюджетное, короткометражное, и, в то же время – интересное, оригинальное, заставляющее задуматься.

3

«Переход товарища Чкалова через Северный полюс» относится именно к такому типу фильмов. Небольшой формат (23 минуты) и новаторский подход к делу – снят он был в 1990 году, когда Советский Союз формально еще существовал, но его идеология «уже трещала по швам». Собственно говоря, этот фильм мне и подсказали именно как пример происходящего в сознании людей перелома, подсказав ссылку, по которой смотреть «Переход товарища Чкалова через Северный полюс» можно онлайн и бесплатно - http://www.ivi.ru/watch/31859. Картина стала кинодебютом начинающего режиссера (и сценариста) Максима Пежемского и завоевала несколько наград на кинофестивалях, где отметили нестандартный подход к освещению легендарного подвига Чкалова, Байдукова и Белякова, пролетевшими над северным полюсом в 1937 году. Фильм начинается и закачивается кадрами из киноленты «Валерий Чкалов» 1941 года, между которыми разворачивается все действие, лишенное цвета (картинка строго черно-белая, стилизованная под старое кино) и слов (только музыкальное сопровождение).

Впрочем, тут все понятно и без них, настолько очевидна ирония автора над советскими штампами, которыми были напичканы фильмы, посвященные героям Советского Союза. При этом, что лично меня очень порадовало, фильм не ставит под сомнение совершенный Чкаловым и его командой подвиг, он просто показывает его под другим углом, как и все то на время, в которое он был совершен, и весь сопутствующий, как сейчас говорят, антураж. А, еще, «Переход товарища Чкалова через Северный полюс» заставляет задуматься (то самое, что я так люблю) о людях и идеологии, их взаимосвязи и взаимозависимости в прошлом, приблизившись через него к пониманию настоящего. Ведь история, как известно, имеет плохую привычку повторяться.

Метки:
    Новый комментарий без регистрации