Во всем виноват мотоциклист… или давайте, разберемся

moto

Мотосезон в самом разгаре. И так как данный вид транспорта становится все более популярен по всей России, на смену лихим байкерам приходят спокойные любители этого вида транспорта, желающие ощутить драйв вождения мотоциклом и при этом ограничиться аккуратной ездой. Таким водителям все чаще приходится задумываться о защите своих прав, ведь устойчивое мнение о том, что во всех ДТП виноват мотоциклист, сильно и по сей день. В отличие от владельцев автотранспорта, которым не составит труда найти любую информацию в интернете, райдеры обладают куда более скромными возможностями. Взять хотя бы юридическую помощь для мотоциклистов: информации о ней очень мало, да и в ее компетентности не всегда можно быть уверенным.

reid

Кто прав, кто виноват?

Ежегодно по всей России проходят совместные рейды ГИБДД с представителями местных мотодвижений, направленных на профилактику ДТП с участием мотоциклистов. Одна из таких профилактических операций под названием “Байкер”, по сведениям официального сайта ГИБДД, не так давно прошла в Нижнем Новгороде. В течение часа было проверено 20 мотоциклов и скутеров и выявлено 6 нарушений ПДД лицами, ими управлявшими. Двое из них находились в состоянии опьянения, двое перевозили пассажиров без мотошлема, также зарегистрирован факт нарушения регистрационных требований. По статистике, ежегодно в области происходит около 800 ДТП с участием водителей и пассажиров мотоциклов и мопедов. И это данные только одного региона.

Но существует и другая статистика. В 2012 году волонтеры программы Motocitizen выезжали приблизительно на 2500 ДТП с участием мотоциклов и скутеров. Кроме того, что участникам была оказана необходимая помощь, были собраны и ценные статистические данные, опровергающие тезисы о том, что мотоциклисты являются недисциплинированными участниками дорожного движения и ДТП происходят в основном по их вине. По сведениям сайта motocitizen.info, подавляющее количество ДТП, более 75%, произошло по вине водителей автотранспорта и основной причиной явилось нарушение правил маневрирования.

Самая частая причина ДТП с участием мототранспорта ­это невозможность водителя автомобиля своевременно среагировать на приближающееся двухколесное транспортное средство. Часто райдер попадает в “мертвую зону”, что делает невозможным заметить его при перестроении вправо или влево. Вину в подобных случаях доказать крайне сложно, ведь по сути нарушения были у обоих участников дорожного движения.

По словам Евгения Шельмана, эксперта по юридическим вопросам Русского АвтоМотоКлуба, нередко к аварийным ситуациям приводит переоценка водителем двухколесного транспортного средства его возможностей. Резкое торможение, прохождение поворотов на высоких скоростях, совершение других опасных маневров. Мотоциклистам необходимо соблюдать рядность при рабочем движении на дороге. Движение на большой скорости между рядами, что бывает довольно часто, в потоке со средней скоростью например 100 км/ч просто не безопасно. С другой стороны, автомобилисты нередко ведут себя на дороге так, что претензии и требования уважения мотоциклистов можно понять. Автомобилистам необходимо включать сигналы поворота, а не считать их прихотью дизайнера, ведь многие автолюбители к сожалению не считают необходимым включать их, что усложняет ориентирование мотоциклистам. По статистике, большинство случаев столкновений происходят именно при маневре автомобилиста (при развороте, выезде со двора или перестроении).

Стоит отметить, что несмотря на массированную кампанию органов власти против быстрой езды, серьезным нарушением со стороны мотоциклистов все еще является превышение скорости. Хотя опытные райдерв уверены в том, что незначительное превышение наоборот способствует более заметному передвижению в потоке и, как следствие, снижению аварийности, начинающим водителям стоит передерживаться средней скорости потока и избегать частых перестроений между рядами.

Как улучшить ситуацию на дорогах?

Отдельно у представителей мотоклубов и крупных волонтерских программ стоит блок работы с властями по внесению изменений в ПДД, разработке новых стандартов и программ подготовки водителей, отвечающих современным требованиям безопасности, проведению мероприятий, направленных на улучшение дорожной обстановки.

По словам координатора программы помощи на дорогах Motocitizen и эксперта Государственной Думы по вопросам безопасности дорожного движения Павла Соскова, одна из главных целей подобных программ ­ это сделать так, чтобы ДТП не произошло. Участники проводят регулярное обучение по стратегии безопасного вождения, юридической грамотности, медицине. Большое внимание уделяется работе с детьми. Волонтеры проекта "Мотодети" приходят в школы и дома творчества, где проводят с детьми занятия по безопасному поведению на улицах. Только совместными усилиями экспертного сообщества и тех, кто "устанавливает правила игры", можно переломить сложившуюся критическую ситуацию с безопасностью на дорогах. Необходимо коренным образом менять систему подготовки водителей всех категорий, вносить изменения в устаревшие пункты ПДД и технические регламенты, заниматься пропагандой безопасного вождения.

Многие мотоклубы вводят в обязательном порядке для своих членов внутренние “правила вождения”, нарушение которых приравнивается к исключению из клуба. Чаще всего это передвижение в полной экипировке, а также ежегодное повышение квалификации вождения. По словам Марии Мухиной, президента первого женского мотоклуба “Крылья”, для женщин­райдеров физическая и правовая защиты особенно актуальны, ведь в “дорожных войнах”, которые год от года становятся все масштабнее и жестче, девушки вынуждены принимать участие наравне с мужчинами. В клубе также существует ряд внутренних правил, а также проводятся постоянные работы по обучению членов клуба по правовым и юридическим вопросам.

Юридические аспекты ДТП

К сожалению, ментальность российских водителей не всегда позволяет самостоятельно урегулировать все нюансы ДТП и спокойно разъехаться по своим делам. И в таких случаях требуется квалифицированная юридическая помощь. Не многие знают, что существуют горячие линии юридической помощи, куда можно обратиться за консультацией 24 часа в сутки. Если же дело дошло до суда, грамотный автоюрист очень важен для успешного разрешения. Как показывает практика, судьи игнорируют доводы якобы виновной стороны, прислушиваясь в большей степени к аргументам обвинения. Нередко из желания быстрее закончить с потоком заседаний, которых в течение дня бывает не мало, судья ведет процесс поверхностно. Автоюрист умеет обратить на себя внимание и заставит прислушаться к своим словам. Кроме того, волнение, неизбежно сопутствующие присутствию в суде в качестве ответчика, могут сослужить плохую службу, в то время, как адвокат спокоен, корректен и знает способы расположить к себе судью. В судебных процессах в делах о ДТП с участием автомобиля и мотоцикла виновными практически всегда признают обе стороны. Дело в том, что, согласно ПДД, водитель любого транспортного средства должен убедиться в безопасности маневра и выбирать скорость, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, видимость в направлении движения. “Самыми распространенными случаями нарушения ПДД, с которыми обращаются в юридическую службу Русского АвтоМотоклуба, являются: оспаривание виновности при ДТП, а также таких административных правонарушений, как выезд на встречную полосу, превышение скорости, оспаривание штрафов”, ­ сообщает Евгений Шельмин.

В заключении хочется привести известный анекдот:

На сдаче экзамена по ПДД. Задают вопрос:
Вот перекресток, вот ваша машина, вот грузовик, вот трамвай.
Кто поедет первым?
Байкер.
Да нет здесь никакого байкера. Вот ваша машина, вот грузовик, вот трамвай. Кто поедет первым?
Байкер.
Да откуда он взялся, байкер этот твой?
Да кто ж его знает, откуда они берутся!

Надеемся, что он послужит лишь поводом улыбнуться?)

Полезные адреса и телефоны

Оказание помощи любому, попавшему в ДТП, столкнувшемуся с технической неисправностью, или иной непредвиденной ситуацией.
Волонтерская программа помощи на дорогах MotoCitizen http://motocitizen.info
Круглосуточный оператор +7 (495) 744­73­50 (Москва и Московская область)

Юридическая помощь мотоциклистам. Карты помощи на дорогах России и Европы: техническая и юридическая помощь, медицинская страховка
Русский АвтоМотоклуб (РАМК) http://www.ruamc.ru Контакт­центр 8­800­250­72­62
(бесплатный звонок из любой точки России)

Курсы по повышению мастерства вождения мотоциклом, а также вебинары по Адванс райдингу.
ПрогрессРТ http://www.progressrt.com

Для женщин­мотолюбителей
Первый Российский женский мотоциклетный клуб “Крылья” http://wings­fmc.ru

    Новый комментарий без регистрации